Рукопожатие через Интернет
/интервью с Михаилом Бастером/

...в России не сформирован культурный слой почитателей, носителей и коллекционеров татуировки, воспринимающих ее как искусство. Добавьте к этому периферийных выскочек, приехавших в Москву для возделывания "зеленой" нивы, всей своей деятельностью дискредитирующих само понятие тату культура. Перформанс со свиньями яркое тому подтверждение. Впрочем отсутствие проездных билетов у водителя, как и незнание закона в целом, не освобождает их от ответствености... Спасибо за внимание и единомыслие.

С этих строк и началось наше знакомство с Михаилом Бастером - профессиональным художником-дизайнером, "вице-панком" Москвы, человеком серьезно занимающимся этнографией, в частности той ее областью, которая затрагивает историю развития татуировки славянских народов и влияние ее на современное общество...

- Михаил, ты достаточно загадочная личность. Твоими знакомыми являются Китаец, Монгол, Мавр и компания. А сам ты татуировщик или нет?
- Я уже давно не "колю" или скажем "колю", но только в свое удовольствие и то, что считаю нужным. Так что татуировщиком в современном понимании, то бишь мастером, работающим на поток, я не являюсь.

- Как давно ты занимаешься подобного рода деятельностью?
- Года этак с 1988-89-го.

- Многие утверждают, что понятие "тату культура" в Россию внесли представители МС "Ночные Волки". Как ты, человек, стоявший у истоков отечественного тату движения, к этому относишься?
- Да чушь это полная. Первым, кто стал здесь делать цветные татуировки, был Маврикий Слепнев (Маврик), а если честно, то подпольные "кольщики" были всегда. Просто они не считали нужным контактировать с "передовыми" молодежными массами. Взять хотя бы такого персонажа, как Вася Небуди, за плечами которого великая школа блатного жанра. В принципе я с ним случайно познакомился, буквально споткнулся об него на одном фестивале. Притащил его на "Горбушку", где он и покрыл "бутерами" кучу народа. Татуировка тогда, десять-двенадцать лет назад, была атрибутом молодежной субкультуры, протестом, символом перемен, происходящих в обществе. Если символом свободы (сарк.) кто-то считает "Ночных Волков", флаг ему в руки, даже не буду разубеждать. У меня на этот счет свое мнение.

- Вот ты сказал "тогда была элементом культуры"... A сейчас?
- А сейчас ее нет. Татуировщики ударились в полно поточный бизнес и "колят", сидя по своим "норам", зарабатывая на свое "безбедное" существование. Любая же культура подразумевает общение, обмен информацией, единение вокруг движения, а самого движения на сегодняшний день нет, значит нет и культуры.

- Ну а как же проводимые в Питере тату конвенции?
- Конвенции это мероприятия призванные привлечь внимание коллекционеров татуировки - людей, занимающихся тату ради тату, а не бездумно стремящихся "забашлять" на чем угодно, в том числе и на "покатившей" моде на данный вид коммерческой деятельности, которая к тому же официально не существует. Где форумы, посвященные вопросам тату, где конференции, проводимые энтузиастами? Кто из них, называющих себя профессионалами, стремится продвигать татуировку, преодолевая преграды бюрократической власти? Получается "жопа" есть, а слова нет. Нет татуировщиков, есть люди, занимающиеся косметическим татуажем. А ты говоришь культура. На данный момент это не более, чем мышиная возня.

- Значит о понятие "тату культура" говорить рано?
- Если уже не поздно... Как это не парадоксально, но в России на тот момент, когда "покатила" волна тату, не успел сформироваться культурный слой ее ценителей и почитателей. А сейчас она благодаря некоторым региональным эмигрантам вообще деградирует. Я конечно понимаю, что в Москве проще заработать деньги нежели в Воронеже или, например, в Ялте, но тогда так и надо открытым текстом говорить, мы приехали сюда зарабатывать деньги, а то ведь эти отпрыски глубинки выдают свою деятельность чуть ли не за единственно верную дорогу к Богу...

- Ну так для этого надо оповещать народ, стремиться показать ему что такое хорошо и что такое плохо? Мы для этого создали сайт, а сам я стараюсь по мере сил и возможностей освещать тему тату в разных журналах.
- Ты пойми, я не хочу охлаждать пыл твоего энтузиазма, но в скором времени писать будет не о чем. Или же все тексты придется, что называется, "высасывать из пальца". В стремлении доказать людям, что ты не "верблюд", можно в один прекрасный момент надорваться и просто перестать себя уважать. Издавать в России тату журналы, занятие не только неблагодарное, но и невыгодное. Поверь моему полиграфическому опыту. Я мог это сделать еще пять лет назад, но в последний момент передумал.

- ???
- Вот ты как-то в своих статьях упомянул, что никто в России не "заморачивается" славянским направлением в тату. На самом деле это не совсем так. Энтузиастов немало. К примеру, я на данный момент подготовил к изданию материал, над которым работал в течение десяти лет, посвященный скифскому стилю. Он представляет собой книгу богатую как иллюстрациями, так и текстами, отражающими исследования ученых в этой области. Она будет интересна как простому читателю, так и татуировщику, интересующемуся старославянской темой. Книга выйдет ограниченным тиражом, стоить будет недешево и разойдется, я полагаю, в основном по коллекционерам. Но это не значит, что я буду орать об этом во всеуслышание, стараясь таким образом привлечь внимание толпы, дабы сформировать некий культурный слой почитателей данной темы. Общество само должно задуматься о своем происхождении, о том, что в глубокой древности являлось неотъемлемой частью его культуры. Интеллектуальный спрос должен возникнуть сам по себе, а "метать бисер" перед "свиньями" не имеет смысла...

- Михаил, в таком случае ответь мне на вопрос, кто в твоем понимании является коллекционером татуировки?
- Человек, который имеет на себе татуировку единой темы, площадью не менее полуметра, постоянно находящийся в процессе ее развития. А также те люди, которых помимо созерцания собственной "забитости", интересует развитие сюжетов на телах других коллекционеров. Собственно именно для этого, то бишь для обмена информацией, на Западе и проводятся конвенции, конференции и форумы, большая часть которых посвящается вопросам медицины, стерилизации и развитию тату индустрии.

- Как ты относишься к инициативе создания Ассоциации Российских Татуировщиков (АРТ)?
- А что разве кто-то выступал с подобной инициативой? Например, мы давно уже создали виртуальную ассоциацию, но что-то я не наблюдаю желающих к нам присоединится. Более того, нет желающих даже обсудить этот вопрос. Всем и так хорошо. Все живут по принципу: моя хата с краю... Я думаю, что это всего лишь разговоры и дальше них дело не пойдет. Ассоциация должна быть реально зарегистрированным юридическим органом, защищающим права татуировщиков-профессионалов, а такой профессии как татуировщик в России не существует. Так что, пока об этом говорить рано. "Нет ножек, нет и мультиков"...

- Как ты относишься к журналу "Диктатура", единственному в Росси изданию, посвященному искусству татуировки?
- Единственный это не показатель. Взглянем на вещи трезво и подумаем... Какую группу представляет журнал "Диктатура"? Татуировочную общественность? Нет ее, как и не было. Представителей индустрии? Нет, так как эти люди не имеют к ней никакого отношения и не выражают ее (индустрии) интересов, основной же задачей индустрии современной татуировки является легализация, реабилитация общественного отношения, профилактика риска заболеваний. Вы встречали что-либо подобное на страницах этого журнала? Нет. Ты можешь со мной не согласится, но все, что делается в последнее время в Москве (любые акции), в том числе и издание такого рода журналов, есть не что иное, как последние гвозди в гроб несостоявшейся индустрии. А получается это из-за того, что "околотатуировочные" люди, как и раньше, пытаются использовать татуировку как элемент селфпромоушена или банального средства к существованию. Так что, обстоятельства более чем плачевные... Люди, прикладывающие усилия для создания базы индустрии, давно уже пришли к выводу, что в Москве (про Питер не знаю, но думаю, что если ничего не изменится, то ситуация сложится аналогичная) ничего не может быть по изначальной и главной причине - НЕТ САМОЙ ТАТУИРОВОЧНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, хотя все предпосылки были заложены еще в конце 80-х. Те, кто пришли в этот бизнес после 1995 года не ставили себе задачи по анализу положения, а просто делали то, что делали раньше, не задумываясь о последствиях. Конвенция 1995 года вместо того, чтобы поднять вопрос об объединении (вина целиком лежит на представителях "Ночных Волков", громко заявивших о том, что они теперь главные по татуировке), разбила татуировщиков того периода на почти враждующие группировки, ставящие свои интересы выше интересов индустрии. И все эти группы (основные -"Три Китайца", "Тату Фан Клуб", "Тату центр" и клуб "Хорт") рано или поздно исчезнут, возможно, в ближайшую пятилетку, если не осознают сложившуюся ситуацию на этом фронте. Вкратце обрисую вам страшную картинку, а она такова:

1. Следуя общемировой тенденции, популярность татуировки циклична (около 20 лет, из-за смены поколений) последний взлет приходится на середину 80-х, следовательно, спад интереса к этому виду искусства уже начался, что подтверждается слабой посещаемостью салонов и мероприятий (плохих, хороших - неважно) и отсутствием интереса у прессы.

2. Огульная распродажа оборудования, что вообще запрещено на западе без рекомендаций от практикующих татуировщиков, привела к наполнению города разного рода сомнительными личностями, наделавших "портаков"-"бутеров", тем самым внеся свою лепту в дискредитацию процесса (то есть татуировщика надо сначала обучить, а потом уже снабжать оборудованием).

3. Экспансия иногородних представителей (в основе своей воронежских), занятых исключительно селфпромоушеном раздробила нарождающуюся татуировочную среду, создаваемую руками старой гвардии. Дело в том, что любой мастер к началу 90-х имел свой клуб коллекционеров, формирующих ядро тату культуры (татуировка ведь не только процесс нанесения). После того как некоторые деятели начали ставить искусство на поток, ломая ценовую и культурную политику, огромное количество тату рекрутов было просто дезориентировано. Бытуют, до сих пор, личности (сам знаком с парой), хотевшие сделать себе тату еще в начале 90-х, но видимо они так и состарятся, выбирая мотив или мастера. Сразу оговорюсь, здесь нет ничего личного, но татуировщиков на этот момент в Москве не меньше, чем в любой точке планеты с развитой тату индустрией(!) (около 40, практикующих в силу своих возможностей). Так о каком формировании тату сообщества может идти речь, если люди отказались строить тату культуру на местах и сосредоточились в одном (консервативный Питер в этом вопросе в более выигрышной ситуации).

4. Заявления "Ночных Волков" о своей лидирующей роли в тату бизнесе, которого просто нет, исходя из того, что количество татуированных на момент проведения конвенции уже было приписано к "клубам" надомников, а свой собственный салон они смогли открыть только на закате волны. Мнимые заслуги: Провели конвенцию?! Молодцы... Только организовывали ее не они, а Влад Щербатый и Кирилл Данелия. Иллюстратором подобного "проведения", помимо моих рецензий, может послужить статья Филиппа Лео в "Тату Арт Интернэшнл" (по-моему в апрельском номере 1996 года). Вкратце - они к нам после этого скорее всего больше не приедут. Полное отсутствие последующих конвенций - "медвежья услуга" тех же "Волков". Возможно, звучит все это резко, но по крайней мере не ангажировано ничьей стороной, так как я не рефери, а аналитик в этом вопросе.

5. Ну и последнее, отсутствие должного освещения Масс Медиа самого процесса, в силу полного непонимания происходящего (за десять лет - около десяти статей в газетах, три передачи с участием и две тематические ("Про это" и "Профессия") и внятной позиции самих татуировщиков.

Конечно, со стороны все абзацы выглядят так - все в дерьме, а мы в белых валенках, но это не так - поскольку пафоса "отцов-основателей" хватало у всех, а объединить, даже виртуально, удалось не более 10 человек. Политика "сижу в засаде и искусство непобедимо" тоже не привела ни к чему хорошему, но при этом мы успели немало и реально прилагали и продолжаем прилагать усилия для информатизации сообщества, консалтинга, демонстрации возможностей и формирования стилей. Было отснято видео-пособие, сделаны разработки по евразийскому дизайну, создано три информационных проекта, портал подключен к международным процессорам, выпущено более 50 дизайнов по стилям (шелкография), опять же почти написана книга и есть планы на будущее... Так что процесс идет вне зависимости от личностей и их заявлений, другой вопрос, в какую сторону. Очередной раз придется заявить, что никого не хотелось бы задеть, но, увы, если положение не изменится, то всем надо покинуть город лет этак на десять или кататься по международным конвенциям, раз никто не в состоянии договорится о проведении таковой в Москве...

Сложившуюся ситуацию следует оценивать не исходя из личных амбиций, а делая выводы из ошибок, как своих так и чужих. В ближайшее время после презентации пособия по скифам, планирую провести семинар, куда необходимо пригласить всех, кто действительно готов пойти на объединение усилий, дабы наметить совместные пути выхода из сложившейся ситуации, а они были и есть.

Возвращаясь к "Диктатуре". Удивляет ваша позиция, если вы в целом согласны, что журнал о татуировке должен быть именно о татуировке, а не бог знает о чем. Какой смысл поддерживать чьи-то галлюцинации? Необходимо формировать не печатные издания, а саму общественную среду, без нее не будут нужны ни татуировщики, ни сами татуировки. Что можно сказать о журнале, который в первом номере открытым текстом пишет "про болеющих звездной болезнью татуировщиках надомниках", не понимая при этом что именно они сформировали ту самую тему, которую якобы освещает сей журнал. Я уже не говорю о том, что если не домушники, то кто?! Косметологические салоны, где размер заказа не больше "пачки" - это искусство?! Студии, работающие без лицензии, "Тату Фэшн Шоу", открыто дискредитирующие саму идею альтернативного "личного" творчества, акции с поросями…

В общем, думайте дальше сами. Я прекрасно понимаю, что сидите вы на байкер сервере и скорее всего имеете отношение к той группе, которая не сделала ничего, чтобы предотвратить сложившуюся ситуацию и моя часть "постинга" о "Ночных Волках" вряд ли вам понравится, но правда необходима не для того, что бы ей возмущаться, а для того, что бы делать правильные выводы. Реальность не выбирают в ней живут...

В подтверждение моих "злопыхательств" наиболее правильно сформированное мнение от тату команды Лайла Татла по поводу легализации:

As intelligent people we also understand that to ban something a great many people desire drives it underground. In the matter specifically of tattooing this contributes to the safety risks, lack of education and negative stereotypes faced by people wishing to express themselves artistically by being tattooed. All we do by permitting such censorship is strengthen the ignorance of the public. Enough is enough! It is obvious what is occurring here is a simplistic and repetitive reality of human nature. Just as minorities wanted the right to be treated as equals, so do a minority in society want to be indelibly marked. We have the right wear a tattoo. The reason they want to wear it, or its size, or where on the body, is not relevant, no more than why anyone else wants to pursue their own religious beliefs, whatever direction it may take them. We are not doing any harm. If you find tattoos offensive that is your shortcoming to deal with, not ours. To criticise or regulate such decisions for an individual when you are in a position of authority is simply oppression. What is at issue here is do we as free people have the right to do it? Yes, we do. The law of the US constitution insures this, as was stated by the recent court decision. So when some municipal councillor steps forward to circumvent these rights with municipal zoning restriction proposals it is time for us as intelligent people to ask ourselves the most obvious question. Does this person as a representative of the community really stand for public interest? Or does he cater to the interests of the ignorant just to keep his job? Well, by creating restrictions to drive things underground and risk the safety of the public, I don't think so. All this man wants to do is get re-elected and skate along on a cushy salary doing no real good for the community. It is the easy answer. If you wanted to address the new laws allowing tattooing you would have to take the it! me out to recognise and address the concerns of both the people wanting to be tattooed and the people concerned about the risks. This would take time and effort. Something a public representative is paid to do. Demand this person do their job. Make this man earn his money. Ask the tough questions. Why do you propose such restrictions? What are the benefits, and the downfalls? We understand the value of human expression. It is one of the fundamental values that differentiate us from the animals. Without imagination, art and freedoms of thought we would be no better off than primates. The real problem is that the narrow minded, aggressive and short sighted individuals that only think of their own personal gain gravitate toward the positions of power. This municipal councillor is at the most basic level, a prime example of an ambitious individual catering to the majority through ignorance for their own personal short term gain. Show your support for the people fighting such hypocrisy by supporting the organisations fighting it and educating others.

P.S. Если вы соблаговолите выступить посредниками между мною, Лайлом Татлом и "Ночными Волками" на нелегкой ниве легализации тату культуры в России буду вам несказанно признателен.
С уважением, Михаил Бастер

Беседовал КрыСОЛОВ.

 

Copyright © sTATUs-ART. 1999-2004, Moscow
Design - Aces High Division

TopList