Традиционная татуировка
/Traditional tattoo/

…а на левой груди профиль Сталина,
а на правой Мариинка анфас…
Владимир Высоцкий


Традиционное японское качество. Традиционное кавказское гостеприимство. Традиционное русское, русская что? - водка, матрешка, балалайка, гармонь? - Сибирь, медведи, Гулаг, Соловки? - блины, икра, масленица, "эх, залетные", "калинка-малинка", "шумел камыш"? "Ну вот, - скажете вы: - Сейчас опять загнут про культуру или политику". А вот и не угадали, или угадали, но только приблизительно, процентов этак на тридцать. Речь на самом деле пойдет о культуре, вернее о субкультуре, сопровождающей человечество на всем пути его развития. Субкультуре, о которой все слышали, но ничего не знают. А между тем она, также как и матрешка с балалайкой, впрочем, как и хачапури с сыром и катана с самураем, имеет свою историю, а значит и традицию. Татуировка.

Что же собой представляет "традишн-тату" (англ. "traditional tattoo")? Вроде бы и так все понятно - татуировка, выполненная в традиционном стиле, либо татуировка, впитавшая в себя традиции того или иного народа. Вот тут-то и возникает основная загвоздка. Что есть традиционный стиль и традиции какого народа она (татуировка) впитала? Какая этническая группа может этим похвастаться?! "Народы, населяющие Азию и Океанию (Полинезию)", - скажете Вы. А вот и не угадали. У азиатов свои корни в тату, а полинезийцев вообще отличает "мокко"*. Но ни те, ни другие не могут похвастаться тем, что их культурные традиции имеют отношение к современной традишн-тату, да может и к лучшему. Потому как все на самом деле гораздо банальнее. Понятие "традишн", как направление в тату, ввели американцы приблизительно в 60-х годах нашего столетия, основываясь на популярных мотивах конца 19-го - начала 20-го веков - времени расцвета уличных балаганов и всевозможных цирков, в программах которых наряду с клоунами толпу развлекали странные люди, вначале "дикари"**, а затем и европейцы, чьи тела были с ног до головы покрыты незамысловатыми рисунками-татуировками. Именно подобные рисунки, популяризованные тогдашней модной, "продвинутой" частью общества, исполненные на телах клиентов местными корифеями татуировки, и стали впоследствии именоваться традиционными.

"Традишн" включает в себя "произведения", выполненные в примитивной технике, что называется "на скорую руку", не отличающиеся высокой художественностью и глубоким философским содержанием. К таким работам можно отнести татуировку моряков в виде якоря с названием корабля на развевающемся вымпеле, сидящую на якоре обнаженную красотку с надписью "возвращайся", стилизованное сердце либо сердца, пробитые стрелой Купидона с надписью "Love" или же с именем, принадлежащем объекту обожания, синюшные бригантины и фрегаты, бороздящие такую же синюшную гладь океана, подковы, змеи, обвившие "холодное оружие", оскаленные головы диких кошек, черепа с надписью "смерть" и тому подобные вещи. Другими словами - массовые темы, объединяющие людей во всем мире.

И если уж мы заговорили об американской традишн 60-х, времен "холодной" войны, не могу отказать себе в удовольствии и не заострить Ваше внимание на, так называемой, Русской или же, если быть точнее, Советской традиционной татуировке (наколке), с которой я так пафосно начал свое повествование. Обратимся к корням. Развитие татуировки во всем мире происходит циклично, т.е. в тот или иной момент времени интерес к ней то угасает, то вновь проявляется с еще большей силой. Расцвет "популярности" татуировки в России, ныне СНГ, а на тот момент Советском Союзе, приходится примерно на послевоенные 50-е. Тогда в среде "продвинутой" Советской шпаны входят в моду широченные брюки, тенниски-сеточки, полосатые тельняшки, кепки-хулиганки, "фиксы"*** желтого металла и - верх крутизны - наколка, сделанная синей тушью с помощью швейной иглы с намотанной на нее ниткой. Темы не отличаются разнообразием. Имена и даты собственных дней рождения, женские лики, восходящее солнце и контурная чайка, словно эмблема МХАТа им. А.П.Чехова, парящая над "жидкими" волнами. Мотив одинокой лодки с парусом доступен далеко не всем. Тема блатная, а за наколку надо отвечать по всей строгости "закона" улицы. Нейтральным, можно сказать, даже "интеллигентным" мотивом считается сидящий на скале орел с надписью "Пятигорск". Популярный слоган того времени: "The world - dermo, the women - bliadi, а солнце fuckoвый фонарь".

Места нанесения синих оттисков стандартные - кисти рук, плечи, грудь. Местами популяризации тату являются общественные бани и многочисленные пляжи, где всевозможные дядьки, худые и не очень, в меру упитанные и подверженные "зеркальной болезни", щеголяют портаками, приобретенными в дальних плаваниях, рядах Советской Армии либо на зоне, впрочем, среди последних встречаются личности, обладающие настоящими шедеврами, так называемого, тюремного жанра. Вечерами во дворах, под хриплые звуки патефона, "невинно"-осужденные рассказывают малолеткам о романтике блатной жизни, "понятиях", о том, что надо ненавидеть "сук", уважать воров в законе и не подавать руки опущенным. Мальчишки, уже наполовину ощущающие себя "крутыми пацанами", втихаря попивают портвейн и сквозь пьяные бредни и разорванную в порыве повествования рубаху, созерцают грудь "авторитета" с наколотыми на нее "куполами" и "образами" великих вождей Советского пролетариата. Через перебор трех "блатных" гитарных "когда мне было 10 лет…" малолетки выжимают слезу у местных девчонок, а имена приглянувшихся зазноб запечатлеваются на запястье в виде расплывшихся, словно размытых дождем строк школьного сочинения, чернильных оттисков. Ну а дальше, кто куда и кто во что горазд. Кто в "ряды", а потом на целину, а кто на зону, а затем за сто первый километр. Как сказал бы старик Ницше: "Каждому свое…". Но как это не парадоксально, именно те, кто после отсидки были высланы за 101 километр, и явились культиваторами современной моды на тату. И хотя многие современные татуировщики воротят нос от слова "наколка" и негативно относятся к татуировке среды, нельзя отрицать тот факт, что созерцание "блатных" мотивов стало для многих тем откровением, после которого они взялись за татуировочные машинки. Хотим мы этого или нет, но именно наколка среды с ее "куполами", распятиями, "иконостасами" и надписями типа "нет в жизни счастья" и "не забуду мать родную" наряду с банальными армейскими "портаками" является традиционной Советской, ныне Русской татуировкой, выписавшей путевку в жизнь современной Российской тату-культуре…

Очень жаль, что представители этого эпохального жанра являются не частыми гостями столь немногочисленных конкурсов тату, проводимых в России. Жаль, потому как наравне с примитивными "традишн" "портаками" и "синяками" на "зоне" встречаются глубоко философские работы, выполненные на высочайшем художественном и композиционном уровне…

 

Кольщик, наколи мне купола,
Рядом чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами.

Наколи мне домик у ручья,
Пусть течет по воле струйкой тонкою,
Чтобы от него портной-судья
Не отгородил меня решеткою.

Нарисуй алеющий закат,
Розу за колючей ржавой проволокой,
Спросит мама, я не виноват,
Наколи и пусть стереть попробуют.

Если места хватит, нарисуй
Лодку с парусами, ветром полными.
Уплыву, волки, вот вам -
Чтобы навсегда меня запомнили.

И легло на душу как покой
Встретить мать оно мое желание,
Крест коли, чтоб я забрал с собой,
Избавление, но не покаяние...

Михаил Круг

Работа мастера Николая "Tattoo hand".
Отрицал, отрицаю и буду отрицать...
166 Тверская мотострелковая. Татуировка снайпера, 1-я Чеченская кампания
Не плавал, а ходил! 1966 - 1969 гг. СВМФ
Первый дальнобой
"...это плачь по "малолетке", это прошлое мое..."
"Группа крови на рукаве..."
Скоро дембель! 1987 - 1989 гг. ПНР, Северная группа войск.

 

КрыСОЛОВ

Продолжение следует ...


* Мокко - татуировка народа Маори, исполняемая исключительно на лице особыми инструментами в виде остро заточенного долота.

** Татуированные аборигены, привозимые капитанами из кругосветных плаваний. Первым из дикарей, появившихся в Европе, являлся полинезиец Омаи, привезенный в 1775 году печально известным капитаном Куком.

*** Фикса - коронка на зуб, верх "крутизны" золотая (жаргон, сленг - блат.).

 

Copyright © sTATUs-ART. 1999-2004, Moscow
Design - Aces High Division

TopList